Информационная карта
И.Н. Муравьёвой, учителя математики
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Никифоровского района Тамбовской области
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает
автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого
предмета или выполняемого функционала
|
Стаж работы в должности
|
Муравьёва
Инна
Николаевна
|
МБОУ
«Никифоровская СОШ №1»
393000
Тамбовская область Никифоровский район
р.п.
Дмитриевка
ул. Мира
41В
|
Учитель
математики
|
22 года
|
II. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся
как основа формирования ключевых
компетенций при обучении математике.
|
2.Источник изменений (противоречия, новые средства
обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
|
Существуют
противоречия между новыми
требованиями к выпускникам школы,
конкурентоспособным на современном
рынке труда, и результатом образовательного процесса, ориентированного
исключительно на академические и энциклопедические познания обучающихся.
Образование
должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций,
которые являются ответом системы образования на требования работодателей.
|
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании
образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в
изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного
процесса, др.)
|
Идея в организации учебно –
воспитательного процесса, направленного на формирование ключевых компетенций
обучающихся, создании системы методов, приемов в рамках проектно –
исследовательской деятельности при
обучении математике.
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества
перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Новизна изменений состоит в том, что проектная деятельность выступает
как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой
нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов
через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ,
синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Практическая значимость определяется тем, что использование
инновационных технологий позволит совершенствовать содержание,
организационные формы, методы и средства обучения в условиях сельской школы.
|
5.Условия реализации изменений (включая
личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень
профессионализма)
|
Профессиональная зрелость педагога, его готовность к педагогическим
инновациям.
Условия
реализации изменений - использование инновационных технологий: метода проектов,
информационно-коммуникационной технологии, проблемного обучения и
технологии развития критического мышления.
Участие
педагога в научно - практических
конференциях, конкурсах областного, всероссийского и международного уровней.
|
6.Результат изменений
|
Эффективное использование
инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о
высоких результатах: это призовые места на олимпиадах по математике, участие в проектно -
исследовательской деятельности, победы в областных, всероссийских,
международных конкурсах, конкурентоспособность выпускников при поступлении в
высшие учебные заведения области и страны.
За
последние три года наблюдается позитивная
динамика количества обучающихся, принимающих участие в предметных
олимпиадах, конкурсах, социальных проектах.
В 2009 – 2010 учебном году отмечается рост количества участников более
чем на 91% по сравнению с 2007 -2008
учебным годом (от 7 до 79 школьников). Традиционным стало
участие моих обучающихся с высоким уровнем результативности в фестивале
исследовательских и творческих работ «Портфолио», всероссийском конкурсе «Познание и творчество»,
международном математическом конкурсе
«Кенгуру», реализации социальных проектов. За последние три года из 117 участников:
· 4% стали
призерами конкурсов и олимпиад международного уровня;
·
7% -
победителями и призерами конкурсов и олимпиад всероссийского уровня;
·
52 % -
регионального уровня.
|
7.Публикации о представленном инновационном
педагогическом опыте
|
1.
Муравьёва И.Н. и другие.Проект – дело серьезное// Сборник материалов
областного аукциона педагогических идей «Проблемы, поиски, находки». Тамбов:
ТОИПКРО, 2007.-№ 97
2.
Муравьёва И.Н.Intel - проект «Наибольшие и наименьшие значения величин»// Организация
проектной деятельности в профильном обучении: Сборник материалов конкурса Intel –
проектов. Тамбов: ТОИПКРО, 2009. – с.6; СD -ROM
3. Муравьёва И.Н. Проектная деятельность – основа
формирования ключевых компетенций обучающихся // Современные
педагогические технологии и достижение метапредметных результатов в сфере
современного образования: Сборник материалов научно – практической
конференции. Часть I - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт
повышения квалификации работников образования»,2010.- с. 67
4. Муравьёва И.Н. Учитель нового поколения – учитель –
исследователь//Доклад на XI Всероссийском @вгустовском интернет –
педсовете,http://pedsovet.org/component/option,
com mtree/task,viewlink/link_id,23210/ 5.Муравьёва
И.Н. Проектная деятельность учащихся на уроках математики// Материал
на сайте отдела образования,2009 г.http://nicifobr.68edu.ru/issledovat.ru/
|
III. Описание инновационного опыта учителя
Одним из приоритетных направлений
развития системы образования в России является достижение качества современного
образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и
государства. В значительной степени условия эффективной реализации
образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного
учреждения, в том числе и деятельности каждого конкретного учителя.
Ведущей педагогической идеей опыта является
формирование ключевых компетенций у обучающихся в процессе преподавания
математики при использовании информационно-коммуникационной
технологии, проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Одним из
эффективных методов обучения является метод проектов, который способствует
инициативности детей в учебном процессе. Проектное обучение на уроках математики строится на принципах
личностно-ориентированного образования. Продвижение по маршруту познавательной
деятельности школьников происходит в результате личностной и групповой
рефлексии на всех этапах работы над проектом.
Таким образом, у обучающихся формируются культура умственного
труда, компетенции к исследовательской
деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Опыт работы представлен разработкой и реализацией исследовательских,
творческих, игровых, практико-ориентированных и
информационных проектов.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников,
продуманных методов, экспериментальных
и опытных работ, методов обработки результатов. («Изучение
практико-ориентированной направленности
показательной функции», «Изучение
способа замощения плоскости равносторонними пятиугольниками» и др.)
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы,
планируется только конечный результат (сборник
сказочных задач по теме «Проценты», математическая газета, модели
геометрических фигур, нитяные модели и др.).
Структура игровых
проектов только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на
себя определенные роли, обусловленные
содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные
герои, имитирующие социальные и деловые отношения (проекты «Магазин»,
«Конструктор», «Полет в космос»).
Информационные проекты направлены на
сбор информации о каком- либо объекте.
Его структура: цель, методы получения
и обработки информации,
результат, презентация (проекты «Комбинации и расположения», «Уравнения с
параметрами»).
Практико-ориентированные проекты имеют четко обозначенный результат, тщательно
продуманную структуру, четкое определение функций каждого участника, координацию этапов работы,
презентацию конечных результатов, оценку
работы («Малоизвестные способы решения квадратных уравнений», «Загадки
числового ряда» и другие).
Системная работа над методической проблемой «Проектно -
исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций при
обучении математике» привела к созданию учебно - методического пособия
«Шаг за шагом», в котором раскрыта организация работы над проектом и
даны методические рекомендации педагогам и обучающимся. Система методической
работы представлена на районном уровне, размещена на сайте отдела образования и
опубликована школьным методическим советом в отдельной брошюре, опыт реализации
Intel-, VCT-
и социальных проектов вошел в медиа ресурс школы, представлен на
региональном и всероссийском уровнях.
IV. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Данный опыт может быть
предложен для внедрения в образовательные учреждения области
|
Фамилия, имя, отчество эксперта,
его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Медведева
Светлана Алексеевна – заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе
Телефон: 8(475)36-30739 mamusalm@mail.ru
393000
Тамбовская область, Никифоровский район,
р.п.
Дмитриевка, ул. Лермонтова, дом 12.
|
|