Рекомендации по использованию ИКТ при подготовке и проведения уроков. Общие методические рекомендации. «Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли» К.Д.Ушинский Человечество сегодня находится в технологической фазе научно-технической революции. Основная черта этого этапа - информатизация всех сторон жизни. Образование является информационным процессом и поэтому использование информационных технологий с применением компьютера особенно важно. Компьютер помогает учителю организовать особую образовательную среду, в которой ученики являются равноправными участниками и созидателями, где они сами строят собственную жизнь, проигрывают значимые для них роли и модели реальности, осваивают необходимый личностный опыт. Чудеса творят не компьютеры, а учителя! Это девиз программы Intel «Обучение для будущего», и он очень точно отражает основную идею предлагаемых инноваций. Ведь главное — это педагогические технологии, совместная работа, сотворчество и взаимное движение к знаниям учителя и учеников, а компьютеры и Интернет — это инструменты, которые позволяют организовать такую работу, реализовать новые идеи педагогики. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Тема «Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин» изучается в главе «Производная» 10 класс (профильный уровень). Проектное обучение учащихся на уроках математики в профильном классе строится на принципах личностно-ориентированного образования. Продвижение по маршруту познавательной деятельности школьников происходит в результате личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом. 1 этап – мотивационный. Происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, ставятся цели. Проблемно- мотивационная среда урока создается предложением решить некоторые задачи с опорой на мультимедиа презентацию. 2 этап – подготовительный. Построение ориентировочной схемы действий, обсуждаются варианты решения, составляется маршрут получения результатов, способов и средств деятельности в форме «мозгового штурма». 3 этап – исследовательский. Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий (исследование, сбор и обработка данных, интерпретация результатов, их графическое представление). Работа с электронными энциклопедиями и в сети Интернет позволяют ученику быстро отыскать и проанализировать нужную информацию. Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Подготовка презентаций и публикаций школьников ведется с помощью программ Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Publisher. 4 этап – итоговый. Коррекция, защита проекта, рефлексия. Формы: семинар, консультации, пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие, выступление с опорой на мультимедиапрезентацию, которая активизирует восприятие у учащихся звуковых и зрительных демонстраций. Размещение учебного проекта на школьном сайте «Проект - дело серьезное ». Учитель использует большой спектр компьютерных программ. Они позволяют сделать каждый урок насыщенным и динамичным, развить имеющиеся у учащихся навыки работы с персональным компьютером, организовать дифференцированное и индивидуальное обучение на различных этапах урока и при его подготовке: использование электронных и информационных ресурсов, создание УМК с помощью Интернет - ресурсов, базовых программ. Для промежуточного и итогового тестирования школьников по данной теме учителем используются самостоятельно созданные интерактивные тесты, электронные сборники- тренажеры. Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат, работать над ошибками. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Особое внимание на уроках с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. Необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения. Основной целью реализации проекта «Наибольшие и наименьшие значения величин» является предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение школьникам возможности изучения математики на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий Интернет.
|