Вторник, 19.06.2018, 03:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Муравьёвой Инны Николаевны

Категории раздела
Закладки
Информер
Пятнашки
Судоку
Новости дня
Онлайн радио

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

УЧИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – УЧИТЕЛЬ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Муравьёва Инна Николаевна, МОУ «Никифоровская СОШ №1» Никифоровского района Тамбовской области (wuzup@mail.ru).

Аннотация

  Активные процессы социальных преобразований в стране требуют инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и обучаемых, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного процесса, способствующего жизненной самореализации обучающихся,  то есть,  учителя нового поколения – учителя - исследователя.

  Размышляя над миссией учителя «Нашей новой школы», вспомнилась недавно прочитанная фраза В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» (1, с.70). Где найти эту счастливую тропинку? Кто он учитель-исследователь?

  На современном этапе развития общества, характеризующемся процессами демократизации, интеграции культур, усилением позиции России в мировом пространстве, реформированием системы образования, изменением структуры и содержания деятельности образовательных учреждений в соответствии с запросами постоянно обновляющегося рынка образовательных услуг необходим «новый» учитель. Общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучаемых.

  По результатам анкетирования учащихся, родителей нашей школы, жителей микрорайона 75% респондентов считают, что учитель - исследователь занимается практической и исследовательской деятельностью, направленной на научный поиск путей и способов совершенствования образования, обладает высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включается  в инновационные процессы,
имеет яркую творческую индивидуальность, собственную философско-педагогическую позицию, отличается чувством ответственности, способен созидать новое на основе глубокой любви к детям. Остальная четвертая часть опрошенных полагает, что этот педагог довольствуется узкими экспериментами и исследованиями в своем предметном поле.

  На мой взгляд, учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа, высокой инновационной готовностью. Его задача научить обучающегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации (по спирали):

я-самоизучение-самовоспитание-самообучение-самоутверждение-самоопределение-саморегуляция саморазвитие-самопознание-самоактуализация-самореализация.

  Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения инновационного типа. Этот тезис, однажды осознанный нашим общеобразовательным учреждением, заставил пересмотреть содержание деятельности методической службы школы и произвести необходимые преобразования в системе управления.

  Создание  условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, формирования их ключевых компетенций осуществляется через реализацию в школе программы  «Одаренные дети», работу ШНОУ, организацию научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся, действие экспериментальных площадок областного уровня «Тьюторское сопровождение обучающихся в условиях современной школы», «Общественно-активная школа: новое поколение».

  За последние три года   деятельность МОУ «Никифоровская СОШ №1»  дала следующие положительные результаты:

  • разработаны и апробированы учебные и педагогические проекты, которые входят в медиа ресурс и размещены на сайте творческих учителей школы по адресу http: //proect-nic1.narod.ru;
  • ежегодно школьники принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и
    творческих работ «Портфолио»;
  • учащиеся школы – победители и призеры областных научно - практических конференций школьников «Путь в науку», «Грани творчества»;
  • учащиеся школы – лауреаты Российского заочного конкурса «Первые шаги в науку», «Познание и творчество», обладатели  дипломов I и II степени МАН «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально - творческий потенциал России» (г. Обнинск);
  •  Intel-проект «Наибольшие и наименьшие значения величин»   стал победителем областного конкурса
    «Организация проектной деятельности в профильном обучении» (2009 год);
  •  роект «Задачи оптимизации и математические модели» - призер III Международного конкурса
    «Математика и проектирование» (г. Москва, 2009 год);
  • VCT-проект «Страницы прошлого листая» стал победителем в региональном этапе и был представлен на федеральном этапе Всероссийского конкурса (2009 год);
  • Социальный проект «Без прошлого нет будущего» в областном конкурсе  «Добровольческие молодежные проекты»  выиграл грант для ухода за военно-мемориальным объектом (2009 год);
  • VCT-проект «Великая война. Великая Победа» стал лауреатом в региональном этапе Всероссийского конкурса. Данный проект посвящен изучению мужества и героизма земляков – никифоровцев на фронте и в тылу, которые защищали свою страну, приближая Великую Победу. Работая над проектом, обучающиеся изучали архивные материалы, документальную литературу, встречались с участниками Великой Отечественной войны. В результате проделанной работы они подготовили  материалы для экспозиции, посвященной 65-летию Победы. Среди обучающихся 6-9 классов созданы волонтерские отряды для оказания помощи землякам-ветеранам и для ухода за военными мемориальными памятниками
    (2010 год); 
  • VCT-проект «Экология социума: проблемы, поиски, решения» - победитель  регионального и федерального этапов Всероссийского конкурса, достойно представленный  в Германии. Данный проект рассчитан на обучающихся 9, 11 классов. В ходе его реализации учащиеся выяснили актуальные проблемы Никифоровского района, используя математические методы теории принятия решений и методы социального проектирования (2010 год).

  Работа по данным  направлениям  позволила обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, стала шагом к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  Может быть, мы нашли эту «счастливую тропинку исследования»?! На мой взгляд, надо идти дальше, потому что не идти вперёд, значит идти назад.  Учитель-исследователь – это новое качество педагога, который необходим современной школе и современному обществу. Быстро меняющийся мир ставит перед учителем задачу дать школьникам не только конкретную сумму знаний, но и эффективно создать мотивационную базу для осознанного восприятия  этих  знаний в ходе исследовательской и творческой деятельности, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся.
Учитель-исследователь, владеющий методами научного познания мира, этому  должен научить  детей и коллег.

            

          Живущая в нас жажда новизны!

          Стремление узнать, найти, увидеть…

 

         
          Так пусть прекрасней Солнца и Луны

          Сияет в нас не меркнувшее чувство

          Любви, науки – высшее искусство,

          Ума и сердца раскаленный сгусток –

          Живительное чувство новизны!

 

          Пусть будут вечно им заражены

          Собравшиеся в дальнюю дорогу,

          Познавшие всего хоть понемногу…

          Великим чувством, данным нам от Бога,

          Носящим имя – чувство новизны!

 

Литература.

1.Сухомлинский
 В.А. Разговор с молодым директором школы.–
Минск: Университет, 1988

2.Осипова
Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая
Академия наук».- Волгоград: Учитель, 2007

3.Кашлева
Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория. -
Волгоград: Учитель, 2009

Категория: Мои статьи | Добавил: Murinna (05.04.2011)
Просмотров: 6699 | Комментарии: 1 | Теги: Учитель нового поколения, учитель-исследователь | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 1
1  
Ух, ты!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
Статус

ПроТема

Презентации
Полезные ссылки
Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта Сайт Александра Ларина Сайт Савченко Е.М.
Афоризм дня
Гадание на ромашке
Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © Муравьева И.Н. 2018