Инна Николаевна Муравьева
учитель математики
Светлана Алексеевна Медведева
учитель истории и обществознания
МОУ «Никифоровская СОШ №1»
Важнейшая
задача цивилизации –
научить
человека мыслить.
Т.Эдисон.
В век глобализации, индустриального,
информационного общества интегративные
подходы в образовании вновь играют важную роль. И с этим нельзя не согласиться.
Корни процесса интеграции лежат в
далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский
подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в
такой же связи".
Исходя из того, что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое», необходимо помнить, что интеграция возможна
только при ряде условий:
- близости
изучаемой, исследуемой темы;
- совпадении объекта изучения;
- наличии общих методов.
В нашем общеобразовательном учреждении широкое распространение получили процессы
интеграции учебных предметов: истории и литературы, истории и музыки, физики и
математики, математики и информатики и т.д., целью данного процесса является
объединение наук, стремление получить
как можно более точное представление об общей картине мира.
Идея нашего опыта заключается в объединении в одно целое наук: математики и истории для проведения
внеклассной работы. Сразу возникает вопрос, а возможно ли объединение точной
науки «формул и символов» и науки о жизни человеческого общества в прошлом?
Следует помнить, что интеграция – это не механическая деятельность, а процесс,
который требует существенных изменений в содержании, структуре занятий, общих
идей педагогов и обучающихся. Интеграция предполагает обязательное развитие
творческой активности школьников и это дает возможность использовать содержание всех
учебных предметов, привлекать сведения из различных областей: науки, культуры,
искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Интеграция математики и истории позволяет
достичь высоких результатов в вопросах воспитания,
формирования патриотических чувств. И это не случайно. Деятельностный
подход в обучении и воспитании способен отвлечь современных
школьников от организаций националистического толка, ложных ценностных
ориентиров, компьютерных игр, а главное,
благотворно воздействовать на формирование личности.
Примером тому могут служить
интегрированные исследования и проекты во внеклассной работе по темам: «Великая
Отечественная война в цифрах и фактах», «История родного поселка»,
«Экономическое развитие Никифоровского района»; презентации творческих работ;
внеклассные мероприятия: колесо истории
«Страницы истории», «За страницами учебников». В ходе такой работы школьники, используя знания по математике, решают
выявленные проблемы родного края, учатся анализировать, доказывать, отстаивать
свою точку зрения. И самое важное, у
обучающихся формируются предметные, метапредметные и личностные
компетенции, обладая которыми, школьники оказываются более приспособленными к
жизни, умеют адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в
различных коллективах.
Так, в ходе интегрированного исследования на тему «Наш край в годы Великой
Отечественной войны в цифрах и фактах» с помощью математических расчётов, опираясь на
краеведческий материал, архивные документы обучающиеся изучали вопросы: «Какой численный урон нанесла
танковая колонна «Тамбовский колхозник» в Сталинградской битве?», « Какова
возрастная численность односельчан, ушедших на фронт и не вернувшихся?», «Какую
часть от числа эвакуированных в наш
район в годы войны составляли дети из Кардымовского детдома?» А шестиклассники, выяснив, что ученики Никифоровской средней
школы активно помогали в сборе урожая в годы войны, в том числе в сборе
кок-сагыза, из которого получали резину для оборонной промышленности, рассчитали: «На сколько процентов был перевыполнен план
по сбору корней кок-сагыза? Во сколько
раз семян было собрано больше плана?» и т.д.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой
культуры, а в тесной связи с историей она является ключом к познанию
окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным условием развития
личности. Во внеклассной деятельности на интегрированных мероприятиях нами
широко используются математические
задачи по истории родного края. Ведь как математика не может быть без чисел,
так и история не может быть без дат. Стараемся строить и использовать такие задачи, которые дают обучающимся возможность,
даже и не зная событие, оттолкнуться от другого факта, призвать на помощь
математику, логику и решить их. Такая работа
позволяет обучающимся составить алгоритм действия, установит причинно-следственную
связь. Например:
Задача 1
«В Бельском городке вновь сделана городовых стен – 20
сажен, прежних стен починено 535 сажен, да башня, всего городовых стен- 547
сажен» - говорится в одном из архивных документов. Сколько сажен городовых стен
в Бельском городке в данный год осталось не отремонтировано? Какова
продолжительность городовых стен будет рассматриваться в отчетном документе на
будущий год? (12 сажен городовых стен не
отремонтировано. 567 сажен городовых стен стало после постройки и ремонта).
Задача 2
«В этом году (…), - рассказывает Никоновская летопись,-
пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом безбожные татары с царем
Батыем…». Если к этой дате прибавить три сотни, девять десятков и девять
единиц, то какую дату, связанную с историей нашего поселка, мы получим? (дату основания Бельского городка – 1636 год).
Задача 3.
Один номер «Козловской газеты» в XIX веке стоил 5 рублей,
а пуд ржи- 50, пуд овса – 40, пуд проса – 45 копеек. Во сколько раз килограмм
ржи, овса и проса дешевле одного номера газеты? Сделайте вывод о развитии
сельского хозяйства и жизни крестьян.
Таким образом, в
ходе интеграции истории и математики обучающиеся получают огромный
объем новой материала, овладевают приемами учебной деятельности, навыками
анализа и отбора информации, что позволяет им
решать определенные задачи и
формирует их ключевые компетенции.
Педагоги на таких мероприятиях решают конкретные
задачи воспитательной работы в режиме конструктивного диалога, создают благоприятный эмоциональный
климат в классном коллективе и
необходимые условия для развития творческих способностей каждого ребёнка.
Уверены, что интеграция дает ученику достаточно широкое и яркое
представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, позволяет
подготовить обучающихся к жизни, изучить законы, по которым развивается
общество в целом, формировать устойчивый
интерес и положительную мотивацию к
школьным предметам.
ЛИТЕРАТУРА:
Белецкая Л.Н. Интеграция – путь к успеху. - Тамбов -2009
Кололожвари И. ,Сеченикова Л. Как организовать
интегрированный урок? //Народное
образование. - 1996. - №1.
Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных
предметов. // Педагогика. – 1996, №
5.
|