Вторник, 19.06.2018, 03:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Муравьёвой Инны Николаевны

Категории раздела
Закладки
Информер
Пятнашки
Судоку
Новости дня
Онлайн радио

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ И ИСТОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Инна Николаевна Муравьева

учитель математики

Светлана Алексеевна Медведева

учитель истории и обществознания

МОУ «Никифоровская СОШ №1»

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

Т.Эдисон.

В век глобализации,  индустриального, информационного общества  интегративные подходы в образовании вновь играют важную роль. И с этим нельзя не согласиться. Корни   процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

Исходя из того, что «Интегрировать – это значит объединять в одно целое»,  необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:

- близости изучаемой, исследуемой темы;

- совпадении объекта изучения;

- наличии общих методов.

В нашем общеобразовательном учреждении широкое распространение получили процессы интеграции учебных предметов: истории и литературы, истории и музыки, физики и математики, математики и информатики и т.д., целью данного процесса является объединение  наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира.

Идея нашего опыта заключается в объединении в одно целое  наук: математики и истории для проведения внеклассной работы. Сразу возникает вопрос, а возможно ли объединение точной науки «формул и символов» и науки о жизни человеческого общества в прошлом?

Следует помнить, что интеграция – это не механическая деятельность, а процесс, который требует существенных изменений в содержании, структуре занятий, общих идей педагогов и обучающихся. Интеграция предполагает обязательное развитие творческой активности школьников и это  дает возможность использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей: науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интеграция математики и истории  позволяет достичь высоких результатов  в вопросах воспитания, формирования патриотических чувств.  И это  не случайно. Деятельностный подход  в обучении  и воспитании способен отвлечь современных школьников от организаций националистического толка, ложных ценностных ориентиров, компьютерных игр, а главное,  благотворно воздействовать на формирование личности.

Примером тому могут служить интегрированные исследования и проекты во внеклассной работе по темам: «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», «История родного поселка», «Экономическое развитие Никифоровского района»; презентации творческих работ; внеклассные  мероприятия: колесо истории «Страницы истории», «За страницами учебников». В  ходе  такой работы школьники,  используя знания по математике, решают выявленные проблемы родного края, учатся анализировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И самое важное, у  обучающихся формируются предметные, метапредметные и личностные компетенции, обладая которыми, школьники оказываются более приспособленными к жизни, умеют  адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.  

Так, в ходе интегрированного исследования на тему «Наш край в годы Великой Отечественной войны в цифрах и фактах» с   помощью математических расчётов, опираясь на краеведческий материал, архивные документы обучающиеся изучали  вопросы: «Какой численный урон нанесла танковая колонна «Тамбовский колхозник» в Сталинградской битве?», « Какова возрастная численность односельчан, ушедших на фронт и не вернувшихся?», «Какую  часть от числа эвакуированных в наш район в годы войны составляли дети из Кардымовского детдома?» А шестиклассники,  выяснив, что ученики Никифоровской средней школы активно помогали в сборе урожая в годы войны, в том числе в сборе кок-сагыза, из которого получали резину для оборонной промышленности, рассчитали:  «На сколько процентов был перевыполнен план по сбору корней кок-сагыза? Во сколько  раз семян было собрано больше плана?» и т.д.

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, а в тесной связи с историей она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным условием развития личности. Во внеклассной деятельности на интегрированных мероприятиях нами широко используются  математические задачи по истории родного края. Ведь как математика не может быть без чисел, так и история не может быть без дат. Стараемся строить и использовать такие  задачи, которые дают обучающимся возможность, даже и не зная событие, оттолкнуться от другого факта, призвать на помощь математику, логику и решить их. Такая работа  позволяет обучающимся составить  алгоритм действия, установит причинно-следственную связь.  Например:

Задача 1

«В Бельском городке вновь сделана городовых стен – 20 сажен, прежних стен починено 535 сажен, да башня, всего городовых стен- 547 сажен» - говорится в одном из архивных документов. Сколько сажен городовых стен в Бельском городке в данный год осталось не отремонтировано? Какова продолжительность городовых стен будет рассматриваться в отчетном документе на будущий год? (12 сажен городовых стен  не отремонтировано. 567 сажен городовых стен стало после постройки и ремонта).

Задача 2

«В этом году (…), - рассказывает Никоновская летопись,- пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом безбожные татары с царем Батыем…». Если к этой дате прибавить три сотни, девять десятков и девять единиц, то какую дату, связанную с историей нашего поселка, мы получим? (дату  основания Бельского городка – 1636 год).

 Задача 3.

Один номер «Козловской газеты» в XIX веке стоил 5 рублей, а пуд ржи- 50, пуд овса – 40, пуд проса – 45 копеек. Во сколько раз килограмм ржи, овса и проса дешевле одного номера газеты? Сделайте вывод о развитии сельского хозяйства и жизни крестьян.

Таким образом, в ходе интеграции  истории  и математики обучающиеся получают огромный объем новой материала, овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, что позволяет им  решать определенные задачи  и формирует их ключевые компетенции.

Педагоги на таких мероприятиях  решают конкретные задачи воспитательной работы в режиме конструктивного  диалога, создают благоприятный эмоциональный климат в классном коллективе  и необходимые условия для развития творческих способностей каждого ребёнка.

Уверены, что интеграция  дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, позволяет подготовить обучающихся к жизни, изучить законы, по которым развивается общество в целом,  формировать устойчивый ин­терес и положительную мотивацию к  школьным предметам.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Белецкая Л.Н. Интеграция – путь к успеху. - Тамбов -2009

Кололожвари И. ,Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок?   //Народное образование. - 1996. - №1.

Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных
предметов. // Педагогика. – 1996, №  5. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Murinna (05.04.2011)
Просмотров: 2086 | Теги: Интеграция математики, Формирование умений | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
Статус

ПроТема

Презентации
Полезные ссылки
Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта Сайт Александра Ларина Сайт Савченко Е.М.
Афоризм дня
Гадание на ромашке
Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © Муравьева И.Н. 2018